Про Canon

13 2011

Тяга японцев к фотографированию граничит со страстью. Между тем в Японии начала 30-х годов фотоаппарат считался роскошью — местные модели не производились, а для покупки заурядной «Лейки» нужно было выложить полугодовую зарплату банковского менеджера среднего звена.

34-летний техник Горо Йошида (Goro Yoshida), работавший в компании по обслуживанию кинопроекторов, в 1933 году сделал решительный шаг — на деньги, взятые взаймы у друга-акушера, приобрел и разобрал такую «Лейку». Внутри обнаружились обычные детали из алюминия, стали, резины и пластмассы. Причин, почему такую камеру нельзя сделать в Японии, внутри не обнаружилось.

Йошида оставил кинопроекторы и зарегистрировал Seiki Kogaku Kenkyusho, или Лабораторию Точных Оптических Инструментов, куда пригласил своего кузена Сабуро Учида (Saburo Uchida). Лаборатория расположилась в одной из арендованных комнатушек трехэтажного здания в небогатом районе Токио. Денег не было. Кузены разобрали еще несколько «Леек», приобретенных на средства все того же акушера-гинеколога. Первый японский фотоаппарат должен был сочетать немецкое качество с низкой ценой.

Для новой камеры религиозный Йошида предложил название Kwanon.

Kwanon или (китайский вариант) Гуань Инь — богиня милосердия, наиболее почитаемая в буддизме. В своем земном воплощении была дочерью царя, но выбрала путь монахини. Отец распорядился дать ей самую тяжелую работу, и это лишь укрепило Гуань Инь на пути. Тогда царь в гневе приказал казнить дочь, но меч палача разлетелся на тысячи мелких осколков.

Много позже, ведя уединенную жизнь на острове, Гуань Инь узнала о болезни отца и изготовила лекарство из плоти своих рук. Исцеленный император повелел придворному скульптору изваять фигуру дочери «с совершенного вида руками». Говорят, скульптор недопонял метафоричную речь императора и сделал статую с тысячей рук. Так и повелось — люди верили, что будде милосердия нужно иметь побольше рук, чтобы позаботиться о как можно большем числе нуждающихся.

На товарном знаке была изображена сама тысячерукая богиня, сидящая в цветке лотоса. Вокруг нее огненное кольцо, сжигающее плохую карму. Языками священного пламени объято и слово kwanon. Рук, конечно, не тысяча — сколько смогли, столько уместили.

Kwannon_logotype

Товар еще был в стадии разработки, а в авторитетном Asahi Camera magazine уже появилась залихватская реклама:

The best submarine is the Igo.
The best airplane is the Model 92.
The best camera is the Kwanon.
They are all the best in the world.

Kwanon_camera_advert


Мир пока не знал о лучшей в мире камере. Ажиотажного спроса на новинку не наблюдалось. Горо Йошида покидает партнеров спустя год с основания Лаборатории. Образ богини милосердия исчезает с товара, а Kwanon заменяется на созвучный Canon.

Наверное, привлекать высшие силы к бизнес-проектам все-таки не следует.

Вскоре в токийских магазинах Omiya появляется Hansa Canon. У лучшей в мире камеры пока нет дистрибуции. С «Омией» партнеры договариваются на кабальных условиях эксклюзивных поставок, согласившись даже поставить словечко «Ханса» (принадлежащее «Омии») перед Canon — лишь бы иметь возможность выйти с новинкой к покупателю.

Hansa Canon продается с объективом японского производителя линз Nikkor (впоследствии — Nikon, их главный конкурент сначала в Японии, а затем во всем мире). Спустя несколько лет Canon будет самостоятельно производить объективы под маркой Serenar, а Nikon научится делать фотоаппараты для своих «стекол».

В 1937 году друг-спонсор Такеши Митараи (тот самый добрый акушер-гинеколог, помогавший Лаборатории деньгами) станет президентом компании. Не будучи инженером, профессиональным менеджером или маркетологом, он проведет Canon сквозь годы войны и послевоенную депрессию к мировой известности и процветанию. При этом Такеши останется верен и своей первой профессии — откроет в Токио акушерский центр Митараи.

Бренд-консультантами компании в 1947 году выступили… оккупационные силы. Американские солдаты охотно покупали камеры и объективы Canon. Вскоре компания столкнулась с жалобами американцев на путаницу в иерархии бренда — почему нельзя и компанию, и фотоаппараты, и объективы назвать одним именем? Недолго думая, так и поступили — в том же году прекратила свое существование Лаборатория Точной Оптики, исчезли объективы Serenar и возникла Canon Camera Inc.

Теперь, если Canon и вводит наименования для отдельных товарных групп, то только после главного слова, которое всегда стоит на первом месте (урок, преподанный Hansa).

Canon, как и Coca Cola, не верит в чудодейственную силу ребрендингов. Логотип компании плавно эволюционировал с 1935 по 1956 годы, пока не приобрел «канонические» очертания — и с тех пор не меняется вот уже более 50 лет.

Canon_logo_evolution

Сегодня марка ассоциируется не с богиней милосердия, а с канонами качества, надежности, инновационности. А о лучшей в мире камере Kwanon, очень похожей на Leica, напоминает старая реклама и муляж-прототип, выполненный в натуральную величину.

Kwannon_camera

 Предыдущая история        Следующая история 

написать автору