Про DIN

26 2014

В 1905 году администрация железных дорог Прусского Королевства утвердила шрифт Preussische IV 44 для оформления вагонов и станций, а в 1920 году Веймарская республика выбрала его в качестве официальной гарнитуры путей сообщения Германии.

Preussische_KPEV_font

German_Railways_old_font

Примерно в то же самое время немецкая комиссия по стандартам (Deutsches Institut fuer Normung или DIN) работала над созданием шрифта для технической документации. Под ее кураторством были разработаны шрифты DIN 16 и DIN 17 (последний содержал правила начертания от руки). Наконец, в 1924 году появился знаменитый DIN 1451, в котором очевидно влияние прусской железнодорожной гарнитуры.

DIN_1451_typeface

Этот шрифт оказался очень читабельным. И он был начисто лишен украшений — утолщений, наплывов и вообще любых отклонений от логики построения. Его буквы были одинаковы по толщине, с идеально прямыми линиями и закруглениями, словно вычерченными циркулем. Полностью подчиненный модульной сетке, он олицетворял собой функциональность, возведенную в абсолют.

DIN_technical_drawing

DIN 1451 подошел идеологии немецкого сверхчеловека с ее одержимостью техникой и отрицанием человеческого. Он стал официальным техническим шрифтом Третьего Рейха. Стандарт 1936 года предписывал его использование в технических и деловых коммуникациях — от оформления переписки и до щитов на автобанах и маркировки военных объектов. Немецкие дорожные указатели и сегодня выполнены этим шрифтом.

German_road_signs_design

Парадокс, но в это же время в Германии был закрыт Баухаус — знаменитая дизайн-школа была объявлена космополитичной, а ее стиль — дегенеративным. При этом вполне баухаусовский и абсолютно космополитичный DIN 1451 получил «добро».

Впрочем, не готикой же оформлять чертежи и спецификации. Готика выполняла идеологическую функцию и царила в пропагандистских материалах. В брендинге нацистской Германии готика была рекламной гарнитурой, а DIN являлся дополнительным техническим шрифтом.

С началом войны DIN 1451 использовался на оккупированных землях. В Европе появились свежие дорожные указатели и информационные щиты, выполненные именно этим шрифтом.

DIN_road_signs_design

DIN 1451 был очень востребован в годы послевоенного индустриального роста. Вполне логично, ведь он — наиболее читабельный шрифт и «идеальный информатор», привлекающий внимание к сообщению, а не к себе. Поэтому DIN активно использовался по прямому назначению — в дорожных указателях, номерных знаках и на всевозможных информационных табло. Аналог DIN появился и в СССР — это шрифт ЕСКД, созданный с той же целью унификации и ведения технической документации. Первокурсников технических вузов учили рисовать эти буквы руками.

DIN_ESKD_fonts_likeness

DIN в силу своей безликости считался бесполезным для рекламы. Но нежданно-негаданно в 80-х годах его стали все чаще использовать в рекламных макетах. Даже Дэвид Карсон не обошел немецкий шрифт своим вниманием.

DIN_poster_design

DIN_advertising_poster_layouts

В середине 90-х дизайнер Альберт Ян-Пол (Albert Jan-Pool) разработал FF DIN, не сильно отличающийся от прототипа и предвосхитивший появление других довольно многочисленных реплик прусского шрифта.

Считавшийся безликим DIN сегодня активно применяется в логотипах и при создании больших фирменных стилей. Его используют Rovio (Angry Birds), Sapient, JetBlue Airlines, Channel 4, Birmingham City University, ABC News… список бесконечен.

DIN_logotypes

DIN_ABC_channel_brand Identity

DIN_jetBlue_airline_identity

Корпоративным заказчикам нравится DIN (как и Гельветика — другой идеально безликий популярный шрифт). Осторожность торжествует. Компании в поиске отличий инвестируют в дизайн, но выбирают чистенькие шрифты, по сути отрицающие всякую идентичность.

DIN_schablone

 Предыдущая история        Следующая история 

написать автору