Про Найк

08 2010

Фил Найт (Phil Knight) придумал Найк в конце 60-х. Для новой линии спортивной обуви, выпускаемой его компанией Blue Ribbon Sport, требовалась запоминающаяся марка. Идея назвать новый бренд именем греческой богини победы Ники принадлежит приятелю Найта Джеффу Джонсону. Разработкой логотипа в 1971 году занялась дизайнер Каролин Дэвидсон.

Вскоре Найт утвердил вариант, где было изображено крыло богини победы, и рассчитался с дизайнером по оговоренной ставке $2/час. Итого к оплате: 35 долларов США. По признанию Фила, поначалу знак ему не нравился, но «потом он проникся».

В среде дизайнеров Найк является хрестоматийным примером беззастенчивой обдираловки. Вах, 35 долларов за логотип глобального бренда! При этом постоянно упускаются 3 важные вещи:

  1. В 1971 году ни глобального, ни локального бренда еще не было. Был старт-ап с неясными перспективами.
  2. Если соотнести доллар образца 1971 года и доллар сегодняшний, сумма будет, мягко говоря, иной. В 1971 году унция золота стоила около 38 долларов, сегодня (август 2010) — подбирается к 1300. Получается, Найт заплатил за логотип фрилансеру что-то около 1150 сегодняшних долларов. Вполне нормальная компенсация за логотип старт-апа.
  3. Когда бренд под руководством Найта стал глобальным, тот не забыл создательницу swoosh’a. В 1983 году он пригласил Каролин на корпоративный вечер, где преподнес ей кольцо с бриллиантами, на котором был выгравирован ее swoosh, и вручил конверт с акциями Найка.

Будь Найт щедрым, но безмозглым менеджером, Каролин бы многократно проиграла — даже если бы он заплатил ей в разы больше (так обычно и поступают щедрые, но безмозглые менеджеры).

Найта вообще довольно часто упрекали в эксплуатации женского труда. Известный документалист Майкл Мур рассказал о порядках, царивших на фабриках по пошиву кроссовок в Индонезии и в конце концов нарек Найта корпоративным прохвостом (corporate crook). Как и в случае с Каролин, ярлык прижился. Гораздо менее известен тот факт, что «корпоративный прохвост» стал крупнейшим благотворителем, жертвующим сотни миллионы долларов на образование и культуру. Только Стэнфордский универститет получил от Найта 105 миллионов долларов — крупнейшее пожертвование в истории американских университетов, когда-либо сделанное частным лицом.

 Предыдущая история        Следующая история 

написать автору