Про первый в мире фирменный стиль

14 2011

В 1907 году Пeтер Беренс (Peter Behrens) по заказу компании AEG приступил к первому в мире фирменному стилю. Проект получился эпохальным и закончился только в 1914 году.

AEG_Behrens

До Беренса компании решали частные декоративно-прикладные задачи по мере их появления. Под очередную коммерческо-эстетическую потребность нанимался художник, которому поручалось «сделать красиво». Известные художники часто были по совместительству авторами логотипов, вывесок, рекламных плакатов и так далее. При принятии решений клиенты руководствовались собственным видением и вкусом, настроением момента, а также тем, как выглядят конкуренты.

Да и сегодня так многие делают.

Беренс разработал для AEG практически все: логотип, шрифт, документацию, рекламные плакаты, конторскую мебель, планировку офисов, вывески, светильники, упаковку и даже производственные корпуса.

AEG_Behrens_font

AEG_Behrens_plant_1907

AEG_Behrens_fan_1912

В Берлине до сих пор стоят фабричные здания AEG, возведенные по его проекту.

AEG_Behrens_building

Начав как представитель «югендстиля» (его самая известная работа в этом стиле — The Kiss), Петер Беренс позднее увлекается течением Arts & Crafts. Его привлекает идея стилистической организации жизни (словосочетание «тотальный дизайн» возникнет позже). Он проектирует в Дармштадте собственный дом (Haus Behrens), где продумывает все, вплоть до дверных ручек. В проекте пока чувствуется влияние Югендстиля.

Haus_Behrens

Постепенно Беренс эволюционирует в функционалиста. Он становится участником немецкого Промышленного Союза (Werkbund), где занимается вопросами национальной индустриальной эстетики и взаимодействует с немецкими промышленниками, получая представление об их потребностях из первых рук.

В то время немецкие фабрики внедряли унификацию: в выпускаемых изделиях сокращалось число уникальных элементов, при этом увеличивалась доля стандартных деталей. Унификация снижала издержки и позволяла быстро освоить выпуск новой продукции.

В AEG Петер Беренс подошел к оформительским задачам с тех же позиций, предложив дизайн-конструктор с ограниченным числом уникальных графических констант и унифицировав то, что до него считалось «творчеством»: цвета, пропорции, стиль и композицию рекламных носителей. Новые рекламные носители можно было создавать по шаблону.

В промышленности для внедрения новых идей требуется хорошее образование и большой опыт, а для поточной сборки достаточно недолгого обучения. После Беренса подобный разрыв наметился и в промышленной эстетике: для разработки «конструктора», каким бы простым он ни казался, нужна очень высокая квалификация и системное мышление — тогда как применять полученные шаблоны и производить макеты может любой внимательный дизайнер даже начального уровня.

Беренс является предтечей Баухауса, а его работа для AEG — первым концептуальным фирменным стилем. Творчество закончилось. Начался дизайн.


 Предыдущая история        Следующая история 

написать автору