Про Рэнда

07 2010

Пол Рэнд создал логотип Enron в 82-летнем возрасте. И заказчик (которому было отмерено еще 5 лет работы), и исполнитель (которому оставалось жить всего несколько месяцев) остались в истории, причем каждый по-своему. Enron ворвался в историю с громким скандалом, а Рэнд вошел тихо и просто, заняв свое естественное место, олицетворяя не просто талант, а любовь к своему делу и преданность ему на протяжении всей жизни.

Rand_Photo_2

Это не преувеличение. Говорят, Рэнд стал заниматься оформительством с трех лет, расписывая ценники в бакалейной лавке отца. Семья Розенбаумов, приверженная иудейской традиции, эти порывы не одобряла. Нужно отдать должное папе — когда пришло время, он внес за сына 25 долларов в качестве первого взноса за курс дизайна в институте Пратта. С одним простым условием — получение «нормального» образования в манхэттенской Haaren High School.

Дизайн дизайном, а должна быть nice steady job.

Оценим настойчивость будущего мэтра. Посещая днем Haaren, а ночью — институт Пратта (где были ночные классы), отцовский наказ он выполнил. Правда, впоследствии Рэнд скажет, что оба образования ему не дали ничего, поскольку по специальности он не работал, а у Пратта игнорировали модернистов.

Пробелы в образовании восполняются в публичной библиотеке Нью-Йорка за подшивками Gebrausgraphik и Commercial Art. Вскоре в Нью-Йорк приезжает Георг Гросс и Рэнд записывается к нему в класс рисования. Поиски заработка приходятся на годы Великой депрессии. После очередного отказа молодой соискатель решает сменить имя. Так исчезнет Перес Розенбаум и родится Пол Рэнд, который (о, чудо!) тут же найдет себе работу — и не где-нибудь, а в Esquire.

Заниматься поисками работы Рэнду больше не придется никогда в жизни.

В Esquire молодому художнику очень быстро доверяют оформление обложек Apparel Art — дизайнерского издания, посвященного мужской моде. Журнал «заиграл» настолько, что уже через год 22-летнему Рэнду предлагают должность арт-директора. Наш герой ответит, что спасибо, но пока, к сожалению, он не готов.

Apparel_all_cover_Rand

Вдумаемся: шел 1936 год, Депрессия, армия безработных. Руководство Esquire согласилось подождать.

Получив лестное предложение, Рэнд не мог не понимать, во что ему может обойтись его бескомпромиссность. Однако он соотносил свой уровень с планкой, которую установил себе сам, причем очень высоко. Пока он просто хороший дизайнер, и только.

Через год он почувствует, что готов, и станет арт-директором Esquire-Coronet.

Esquire_Rand_all_covers

Еще через год ориентированный на профессионалов журнал РМ (позже — AD) назовет его влиятельным современным рекламным дизайнером. Рэнду всего 24. Журнал не скупился на похвалы:

«Рэнд не связан традицией по рукам и ногам. Его работы не шаблонны, любая из них выглядит как результат творческого поиска. В них нет ничего искусственного или насильственного».

Rand_PM

Однако слава пока не приносит денег. Рэнд по-прежнему экономит — фотографирует на камеру, взятую напрокат у гравировщиков, и использует в макетах рукописные заголовки. Возможно, потребность экономить предопределила стиль его обложек. Примечательно, что Рэнд скромно отрицает их индивидуальность («навеяно Пикассо и Матиссом, и вообще — лучше взгляните, что делают ребята в журналах Verve и Minotaur»). Параллельно Рэнд оформляет журнал Direction, причем абсолютно бесплатно, но с одним условием — никаких правок в дизайне. Это заметно: обложки Direction выглядят свежо и актуально даже сегодня.

Direction_Rand_all_covers

Через несколько лет один из партнеров Esquire открывает свое рекламное агентство и приглашает туда Пола. Новоявленное РА снимает офис не на Мэдисон-авеню, а в Рокфеллер-центре, престранным образом позиционируя себя как «первое еврейское рекламное агентство на Манхэттене». Пол набирает помощников, однако, не умея делегировать, делает почти всю работу сам. Так или иначе, рекламные плакаты агентства выглядят кошерно.

Rand_NYsubway_ad

В агентстве Вайнтрауба некоторое время работает Билл Бернбах. Надо сказать, что в американской рекламе того времени царил диктат копирайтеров. Считалось, что рекламу делает слоган, а картинка не так уж и важна (да и ее предлагали «писатели»). Работа арт-директора сводилась к полировке предложенных набросков.

По словам Рэнда, Бернбаха отличала тонкость, выдававшая подлинный талант: «Билл был первым копирайтером, не дававшим мне указаний, как должен выглядеть макет». Однако сотрудничество было недолгим: вскоре Бернбах окажется в американской армии, а в конце 40-х обнаружит себя под третьей буквой на вывеске офиса никому не известного агентства DDB на Мэдисон-авеню.

У Вайнтрауба Рэнд делает практически все — буклеты, плакаты, открытки, логотипы, визитки, упаковку, и так 13 лет подряд. Можно предположить, что в последние годы, с длинным списком клиентов и невысокой способностью делегировать он чувствует себя загнанным (что в рекламном бизнесе не редкость), однако на работах это не сказывается.

Rand_ElProducto_can

Rand_ad_posters

Rand_Dubonnet

Его работы удивительно позитивны, до наивности. Улыбающиеся рожицы, яркие краски, скачущие буквы — он явно находил отдушину в своих образах. Рэнд многое взял у дададистов, оставив им лишь их упадочность.

Примечательно, что в год, когда Рэнд оставил Вайнтрауба, он нарисовал сразу несколько живописных полотен. Накипело! Кажется, его живопись немного уступает его дизайну, однако Рэнд периодически обращается к холсту.

Rand_Donkey

Примечательно и то, что вскоре после ухода Рэнда агентство Вайнтрауба прекратило свое существование.

С 1954 года Рэнд — свободный консультант. Впереди работы, которые прославят его, и все они связаны с корпоративным дизайном. Он сделает блестящие стили Westinghaus, UPS, Next, Apple, Ford (отвергнутый заказчиком)… Rand_Westinghouse_bbook

… и станет легендой corporate identity с эпохальной работой для IBM.

Rand_IBM_bbook

Рэнд будет вести собственный курс дизайна в Йельском университете и посвятит профессии несколько книг. Его имя станет ассоциироваться с логотипами, которые он будет придумывать даже в последний год своей не очень короткой, не очень простой и совсем не героической жизни.

Rand_logos

На фото Пол Рэнд выглядит счастливым человеком. Думаю, так оно и есть — он любил то, что делал.

Чего и себе пожелаем.

 Предыдущая история        Следующая история 

написать автору