Про Times New Roman

15 2011

Даже далекие от типографики люди могут, не задумываясь, назвать хотя бы 2–3 шрифта. С вероятностью, стремящейся к 100%, одним из них окажется Times New Roman. При этом происхождение наиболее популярной гарнитуры 20 века вызывает вопросы.

Шрифт был разработан для лондонской Times, но в газете не уверены насчет авторства. В 2007 году редакция сделала по этому поводу заявление, гласившее, что создателями TNR являются Стенли Морисон (Stanley Morison), Виктор Лардент (Victor Lardent) или, возможно, Старлинг Бёрджесс (Starling Burgess).

Каноническая версия приписывает авторство TNR Стенли Морисону (Stanley Morison), консультанту компании Monotype, публиковавшему статьи и книги о шрифтах и благодаря им завоевавшему в 20-х годах прошлого века авторитет в профессиональных кругах. В одной из статей, датированной 1929 годом, Морисон раскритиковал набор лондонской Times (которая в то время набиралась гарнитурой Times Old Roman).

Times_Old_Roman_2

Газета в ответ предложила Морисону разработать новый шрифт. Отчасти это напоминало вызов (как если бы театр позвал влиятельного критика поработать режиссером-постановщиком). В активе 40-летнего консультанта были обстоятельные публикации, работа в лидирующей шрифтовой компании и даже книги с неотразимыми названиями вроде «Дизайн шрифтов: вчера и сегодня» или «Четыре века типографики: 272 печатных образца, от 1465 до 1924 года». Не было только собственных шрифтов. В помощь Морисону редакция выделила штатного художника отдела рекламы Виктора Лардента, имевшего опыт верстки заголовков и рекламных блоков.

Заметки самого Морисона и его биографа Николаса Баркера (Nicolas Barker) рисуют трехходовку «пришел, увидел, победил». Новый шрифт был отрисован, одобрен, опробован, утвержден, изготовлен — и вот 3 октября 1932 года первый обновленный номер Times увидел свет.

По некоторым сведениям, работа над новым шрифтом была отнюдь не блицкригом. Мэтью Картер, автор гарнитур Verdana и Georgia, в интервью приложению Financial Times сказал, что его отец Гарри (также очень известный шрифтовой дизайнер) по просьбе Морисона сделал ряд эскизов новой гарнитуры для Times. Стенли получил эскизы, но так и не ответил Гарри.

Американский гуру шрифтов Майк Паркер (Mike Parker), лично знавший Морисона, утверждает, что тот к тому времени нашел решение и поэтому утратил интерес к эскизам приглашенных авторов.

Согласно канонической версии, решение пришло в виде гарнитуры Plantin, названной в честь фламандского типографа 16 века Кристофа Плантена. Ее подвергли редизайну и в итоге получили вариант, устроивший всех. До середины 90-х годов авторство Морисона было неоспоримым.

В середине 90-х Майк Паркер на очередной ATypI сделал сенсационный доклад о том, что настоящим автором Times New Roman следует считать Старлинга Бёрджесса (Starling Burgess), а датой рождения шрифта — не 1932, а 1904 год.

Дизайнер, изобретатель, авиатор, конструктор автомобилей, автор нескольких поэтических сборников и основатель целого ряда компаний Старлинг Бёрджес был искрометным гением Бостона. В 18 лет он изобретает автоматическую винтовку, которая заинтересует министерство обороны. Делает успехи в Гарварде, но забрасывает учебу ради бизнеса. В 26 лет открывает в Массачусетсе компанию по производству яхт, придумывает для нее шрифт для красивого оформления корреспонденции и уже направляет эскизы в словолитню Lanston Monotype, чтобы заказать буквы. Наблюдает полеты братьев Райт и оставляет яхты ради авиации. Изобретает самолет на поплавках для посадки на воду, который заказывает министерство обороны. Получает вместе с братьями Райт престижнейшую Collier Trophy (американская премия №1 за достижения в области воздухоплавания).

В годы первой мировой войны становится подрядчиком военного ведомства. Его завод выпускает 8 самолетов ежедневно. Пишет стихи и поэмы. Продает завод, конструирует самолеты, консультирует Рузвельта, бывшего тогда помощником министра обороны. Вновь увлекается яхтами, придумывает испытывать «лодки» в аэродинамической трубе, изобретает алюминиевую мачту. Его яхты — главные претенденты на кубок Америки. Конструирует гоночный автомобиль. Возвращается к самолетам. Разводится с четвертой женой, чтобы жениться в пятый раз.

Starling

Одна из дочерей Старлинга, Наташа, описывала его как большого ребенка, фантазера, полного блистательных замыслов и порой оторванного от реальной жизни. Несмотря на признание и видимость успеха, некоторые его предприятия порой оказывались на грани банкротства, а один из разводов сопровождался настолько обширным скандалом, что Старлингу пришлось на время уехать из страны.

В архивах Lanston Monotype долгое время хранились эскизы шрифта №54, поразительно напоминавшего Times New Roman. Над ними тяготел какой-то рок. Часть архивов уничтожил пожар, другую часть, касающуюся переписки между британским и американским отделениями Monotype — бомба нацистов. Новый владелец, выкупивший Lanston Monotype в конце 80-х годов, передал Майку Паркеру то, что осталось от шрифта №54.

Паркер воссоздал шрифт по сохранившимся эскизам и назвал его Starling.

Fonts_questioned

По словам Стенли Морисона, главным достоинством нового шрифта является отсутствие индивидуальности: Times New Roman — это шрифт как бы без автора. Эту дистанцированность от собственного творения легко принять за скромность или мудрость. Но один этот шрифт с легкостью перевешивает все остальное, созданное Морисоном — книги, почетное звание RDI и 500-страничную авторизованную биографию.

 Предыдущая история        Следующая история 

написать автору