Про разницу между наименованием, обозначением и товарным знаком

30 2017

Расскажем о разнице между фирменным наименованием, коммерческим обозначением и товарным знаком — простыми понятиями, с которыми часто бывает путаница.

Фирменное наименование

Когда открывается новый бизнес, то возникает вопрос, как назвать компанию, чтобы зарегистрироваться в налоговой и открыть счет. Это вопрос о фирменном наименовании.

Согласно ГК РФ (статья 1473) юридическое лицо обязано иметь фирменное наименование. Это одно или несколько слов, которые идут сразу за организационно-правовой формой. Причем в законе есть некоторые ограничения. Нельзя использовать полные или сокращенные:

— названия иностранных государств;
— названия органов власти;
— названия общественных организаций;
— названия, противоречащие общественным интересам, соображениям гуманности и нормам морали.

Если вы после ООО напишете «Барбамбия» или «Кергуду», то скоро свидетельство о регистрации новой компании будет у вас на руках.

Да, но как же мы будем выглядеть в глазах покупателей?

Это ключевой вопрос. Фирменное наименование обращается не к покупателям. Оно нужно государству, которое хочет идентифицировать юрлицо. Клиенты, рынок, конкуренция и прочие коммерческие вопросы государству безразличны.

А для покупателей есть коммерческое обозначение и товарный знак. Проясним разницу между ними.

Коммерческое обозначение

Оно не охраняется государством. Это средство индивидуализации бизнеса для потребителей. Например, ООО «Абырвалг» открывает магазин «Дары Моря».

«Абырвалг» — как вы уже поняли, это фирменное наименование, обращенное к государству (а еще к поставщикам, партнерам и сотрудникам). «Дары Моря» — коммерческое обозначение, понятное для покупателей.

Важно уяснить, что государство не защищает коммерческое обозначение. Его нельзя зарегистрировать в Роспатенте. Оно появляется потому, что на вывеске должно быть написано, что мы предлагаем покупателям. Государство этого не требует, это нужно бизнесу.

Второй важный момент: коммерческие обозначения не уникальны. Названия вроде «Овощи-фрукты», «Столовая №1», «Электроника» или «Стройматериалы» не охраняются в принципе. По своей безликости они ничьи, ими пользуются все без взаимных претензий. И это отличает комммерческие обозначения от товарных знаков.

Товарный знак

А вот он уникален и его можно регистрировать. Смысл регистрации в том, что государство берет ваше название и логотип под защиту. Если кто-то из конкурентов выйдет на рынок с похожими символами, вы при поддержке государства сможете прекратить это безобразие использование схожих до степени смешения средств идентификации.

Поскольку товарный знак состоит из названия и графики, лучше регистрировать и то, и другое. И если конкурент попытается зарегистрировать сходное название или похожий символ после вас, то наверняка получит отказ.

Государство защищает товарный знак, но и предъявляет к нему жесткие требования. И название, и графика должны заметно отличаться от конкурентов, уже зарегистрировавших свои товарные знаки. А поскольку число регистраций непрерывно растет, задача год от года усложняется.

Резюмируемся

Фирменное наименование обращается к государству, коммерческое обозначение адресуется потребителям, но оно не уникально и не охраняется, а товарный знак — тоже обращен к потребителям, и он настолько своеобразен, что может стать объектом интеллектуальной собственности и получить регистрацию в Роспатенте с обязательством государства защищать ваши права.

Нейминг начинается тогда, когда нужен товарный знак.

И в заключение упомянем о предрассудке, что товарный знак и фирменное наименование якобы должны совпадать. Что это будто бы вызывает больше доверия покупателей. Но кто такие покупатели? Это мы с вами. Нас интересует качество товаров и услуг, но в целом безразлично, что написано на печатях фирм, которые этими товарами и услугами нас обеспечивают.

Интересно ли нам, что магазин «Перекресток» — это Икс 5 Ритэйл Груп, а программа «Малина» — это ООО «Лоялти Партнерс Восток»? Нет.

Совпадает фирменное наименование с товарным знаком или нет — это как совпадает ли прописка и адрес постоянного проживания. В нормальной жизни это обстоятельство никого не интересует. А если что-то идет не так, то особой роли в решении проблемы это совпадение не сыграет. Тратить время на подгонку юридического лица под зарегистрированный товарный знак не стоит.

Токийская частная компания «Лаборатория точных оптических инструментов», наладившая выпуск фотоаппаратов под маркой «Кэнон» в 30-х годах прошлого века, только через 15 лет успешной работы переименовалась в Canon Inc.

Открыть одноименное юрлицо и передать ему права на ваш товарный знак можно в любой момент. Лучше, чтобы это был момент вашего успеха — и мы вам его желаем.

 Предыдущая история        Следующая история 

написать автору